Что такое лессировка?

Лессировка — техника написания картины, при которой краски наносятся друг на друга полупрозрачными или прозрачными слоями поверх основного цвета. При этом каждый предыдущий слой должен хорошо просохнуть, прежде чем поверх него будет добавлен следующий. Нетрудно заметить, что такая техника требует немало сил и времени. В чем же ее смысл? Попытаемся разобраться.

Слово «лессировка» неспроста образовано от нем. Lasierung — «глазурь». Слои, которые наносятся подобно «глазури», дают тончайшие оттенки. Рассмотрим простой пример.

В этом примере слои краски наносились поочередно. Чем большее количество слоев перекрывают друг друга, тем бо́льшая глубина у получившегося цвета. По сути, лессировка представляет собой так называемую «многослойную» живопись.

Техника лессировки является одной из самых старинных. Ею пользовались всемирно известные мастера: Леонардо да Винчи, Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники. У этой техники большая история. Например, все мы видели «Мону Лизу» (1503–1519):

Леонардо написал ее с использованием бесконечного количества лессировок. Подсчитать слои красок практически невозможно. Картина видится как будто «до дна». Важен и сам эффект, которого добился художник: необыкновенная насыщенность красок, которую не получить в живописи простым закрашиванием полотна. Откуда у нас возникает такое ощущение? Дело в физическом устройстве лессировки как приема: она поглощает свет сильнее, чем обычный слой краски. Картина, написанная таким приемом, не требует дополнительного освещения: нам кажется, что она будто светится «изнутри». Отсюда ощущение, что полотно лишено «воздушности». Действительно, лессировки не так часто используются для рисования неба, облаков и т. д.

Лессировка поглощает свет, а обычный слой краски отражает его.

Дело не только в одном-единственном шедевре Леонардо: лессировки сознательно использовались многими мастерами для написания шедевров. Например, взглянем на картину Рембрандта «Философ, размышляющий в своей комнате» (1632).

Именно лессировка позволила Рембрандту добиться на картине необычайной пространственной глубины. Она основана на противопоставлении неподвижного, погруженного в раздумья философа (ученого) и активно орудующей щипцами женщины-хозяйки: выстраивается антитеза жизни, посвященной изучению книг, размышлениям, праведным трудам и светской суетной жизни. Лессировкой Рембрандт «высветлил» фигуру философа: он окружен светом знания, который прорывается через окно. И рядом — искусственный и тусклый свет, рождающий суету и бессмысленность жизненных волнений. В центре — таинственная лестница, уводящая во тьму... Никакой другой техникой Рембрандт не смог бы добиться подобного эффекта: мы оказываемся вовлеченными в эту сложную композицию, сотканную мастером.


Нетрудно заметить, что каждая деталь, выписанная лесссировкой, кажется сверхреальной, осязаемой. На ее выписывание уходит много времени: масло долго сохнет, в отличие от акрила, а наносить новый слой можно лишь на высохшую поверхность. Сегодня мало художников работают в этой технике, ведь она требует не только основательной выучки, но и времени.

Лессировка требует больших усилий, но дает невероятный результат.

В наши дни, когда неспешность перешла в поспешность, техника лессировки особенно востребована. Современное искусство во многом сиюминутно, связано со скоростью: быстрое создание, быстрое созерцание, быстрое удовольствие. Такое творение зачастую теряет кропотливость, тщательность, добротность — ту сумму достоинств вещи, которая делает ее вещью мастера. Но именно лессировка с ее неспешностью связана с созиданием настоящих шедевров.